Хлебный раздел // В Татарстане завершается приватизация хлебопекарных предприятий
4 октября 2005 года

Справка "Ъ". ОАО «Объединенная хлебная компания» управляет активами всех 7 казанских хлебозаводов, при этом в трех из них (хлебозаводах N 3, 4, 5) является держателем контрольных пакетов акций. На предприятиях ОХК выпекаются более 150 наименований хлебобулочных изделий, в сутки производится 215 т хлебобулочной и 12 т кондитерской продукции. По разным оценкам, ОХК занимает от 75% до 88% хлебного рынка Казани, на котором в прошлом году было произведено продукции на сумму около двух млрд рублей.

Вчера Казанский хлебозавод № 3 сообщил об изменениях в составе акционеров предприятия, в том числе о наращении доли ООО «Татарская траст-компания» с 0,012% до 50,57% обыкновенных акций в уставном капитале общества. Одновременно пакет, принадлежащий ОАО ОХК снизился с 56,67% до 37,46% обыкновенных акций в УК эмитента. Председатель совета директоров КХЗ и ОХК Ильдар Никифоров сообщил „Ъ“, что эти изменения связаны со сделками по обмену пакетами акций казанских хлебозаводов, принадлежащих «Татарской траст-компании» и ОХК, в результате которых ОХК удалось увеличить свой пакет акций в ОАО КХБК с нынешних 30% до 62%. Господин Никифоров также пояснил, что «Татарская траст-компания» действует в интересах ОХК и в ближайшее время хлебная компания вернет временно утраченный контроль над КХЗ. Кроме этого, до конца этого года ОХК намерена приобрести последний остающийся в государственной собственности «хлебный» пакет — 28% акций КХБК, который выставляется Министерством земельных и имущественных отношений РТ на аукцион в конце октября.
Местные эксперты положительно оценивают завершение приватизационных процессов на хлебопекарных предприятиях республики и первичного разделения хлебного рынка между частными компаниями. Они указывают на то, что к настоящему времени на этом поле сформировалось несколько крупных игроков (кроме ОХК хлебным бизнесом занимаются ОАО «Холдинговая компания „Ак барс“», ОАО «Челны-хлеб», хлебокомбинаты и пекарни Татпотребсоюза, гипермаркеты), среди которых и развернется борьба за потребителя. К примеру, ОХК уже вложила в прошлом году в модернизацию и переоснащение производства принадлежащих ей предприятий три млн евро, за счет которых обновила оборудование и запустила современные линии по выпуску новой продукции. В будущем году ОХК также планирует инвестировать в обновление своих производств значительные финансовые средства, размер которых в настоящее время уточняется бизнес-планом компании, отметил Ильдар Никифоров. По его словам, в дальнейшем ОХК намерена провести «реструктуризацию своего хлебного бизнеса с целью достижения его большей эффективности». Другие участники рынка также предпринимают определенные шаги для усиления своих позиций. АО «Челны-хлеб», начавшее год назад активную экспансию на казанский рынок, планирует в ближайшее время открыть в городе собственное хлебопекарное производство.
В итоге усиления конкуренции, считают эксперты, следует ждать улучшения качества хлебобулочной продукции и замедления темпов роста цен на нее. Примечательно, что на сегодняшний день все участники рынка говорят о том, что в будущем году цены на хлеб в республике не поднимутся, а предприятия потребкооперации, по данным „Ъ“, сейчас обсуждают возможность снижения цен на свои хлебобулочные изделия примерно на 1 рубль.

Татьяна КОРНЕЕВА, "Коммерсантъ-Казань"